Аграрные рынки и цена


Право собственности является существенным признаком функционирования рынка. Плановая экономика не исключает права собственности, но существенно ограничивает формы существования этого права - государственной, коллективной и личной. В принципе в эту классификацию входят практически все существующие формы собственности. Которые характерны для рыночной экономики (за исключением частной, которая отличается от личной собственности тем, что последняя не может быть использована для систематического получения прибыли). Однако в условиях плановой экономики государство ограничивает количество организационно-правовых форм предприятий. Так, право собственности является необходимым, но недостаточным условием существования рынка. Экономическая свобода - предполагает возможность субъектов процесса обмена самостоятельно выбирать, какую продукцию, в каких объемах производить и по каким ценам покупать-продавать. То есть при наличии определенного стартового капитала, который может быть авансированный в производство, собственник в праве избирать не только схему использования этого капитала, но и сферу его применения (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банковская сфера и т.д.). Существование рынка предполагает определенное участие государства в нем, так ограничивают сферу деятельности рыночного механизма антирыночные методы. По мере вмешательства в экономику компоненты государственного механизма регулирования разделяют на 2 крупные группы. Методы прямого (чаще административного) воздействия на экономику, вынуждающие субъектов рынка принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на юридических и других нормативных документах государства. Мировая практика свидетельствует, что администрирование опасно не само по себе, а вредит только в случае, когда отсутствуют их экономические основы, то есть возникает противоречие между объективными экономическими законами и принципами выполнения их требований. Административные методы стали неотъемлемой частью современного государственного механизма и способствуют повышению эффективности производства и жизненного уровня людей. А потому не стоит задача исключить это звено управления экономической системой, заменить чем-то другим, полностью отказаться от административно-командных мер. К административным методам регулирования экономики относят: установление стандартов здравоохранения, экономической безопасности, качества продукции, лимитов, квот, разделения рынков, прямого и косвенного регулирования цен и заработной платы; амортизационных отчислений, бюджетных процедур в отношении государственных инвестиций. В целом административные методы не соответствуют природе рыночных отношений, но есть самыми при необходимости вмешательства в рыночную экономику. Методы прямого административного воздействия на экономику часто имеют высокую эффективность, благодаря оперативному достижению желаемых экономических результатов. Но в этом случае требуется создание специальных органов и служб осуществления указанных методов и контроля за их использованием. Вообще, это сложная задача, которая часто способствует бюрократизации экономики, противодействует инициативе предпринимателей, нарушает их экономическую свободу.

1  2  3  4  5  6  7  

Другие статьи по теме:

- Страхование в сельском хозяйстве
- Азотофиксации и производительность сои
- Меры пожарной безопасности
- Сельское хозяйство - одна из приоритетных отраслей народного хозяйства
- Озимая пшеница

ads

Новости Украины:

Советуем прочитать:

Внутренние воды Украины

Ведущая роль в общем обороте воды и удовлетворении потребностей хозяйства и населения пресной водой принадлежит рекам.

Водоемы-охладители

Водоемы-охладители тепловых и атомных электростанций сосредоточивают и используют значительное количество воды

село Чинадиево

А как только его не называют! Охотничья резиденция (sic!!), Охотничий замок, охотничий дворец ...